Реабилитация при бронхиальной астме

В период обострения бронхиальной астмы грудная клетка приобретает бочкообразную форму, становится жесткой, дыхание – поверхностным (в процессе участвуют только верхние отделы легких, а диафрагма полностью бездействует), просвет бронхиальных каналов сужается.

Приступ астмы купируют с помощью лекарственных препаратов, действие которых направлено на разрушение липопротеиновой оболочки образующихся сгустков мокроты (химическое воздействие) или значительное снижение тонуса гладкой мускулатуры бронхиального дерева.

Методы купирования приступа направлены на облегчение состояния человека во время обострения бронхиальной астмы, предотвращение развития астматического статуса и не подразумевают возобновление адаптационных свойств организма.

Основной целью комплекса мер по реабилитации, напротив, является поддержание и укрепление здоровья, способностей организма самовосстановлению. К таковым относятся диетическое питание, физкультура (лечебная и дыхательная гимнастики), физиотерапия, массаж. Комплекс реабилитационных процедур для людей с бронхиальной астмой проводят на базе санаторно-курортных организаций. В перечень предоставляемых услуг входят посещения школы здоровья (в том числе астма-школы).

Обязательным является полное обследование органов дыхания больных до начала курса реабилитации, регистрация основных показателей состояния дыхательной системы (особенно функции внешнего дыхания или ФВД), на основе которых делают вывод о степени ее повреждения.

Лечебная физкультура и бронхиальная астма

Лечебная физкультура в совокупности с правильной поставленной техникой дыхания способствуют его нормализации, укреплению мышц дыхательной системы, восстановлению подвижности и гибкости грудной клетки, повышение выносливости организма.

Лечебная физкультура включает в себя легкие силовые упражнения (с учетом индивидуальных особенностей больных) и дыхательную гимнастику, основными задачами которых являются:

  • снижение состояния общей напряженности;
  • устранение застойных явлений и патологических очагов в организме;
  • укрепление дыхательных мышц;
  • стабилизация необратимых изменений в легких;
  • снижение интенсивности бронхиальных спазмов;
  • освоение приемов произвольного расслабления мышц;
  • повышение выносливости организма;
  • обучение методик управления дыханием;
  • увеличение эластичности и подвижности грудной клетки.

Эффективность лечебной физкультуры оценивают путем сравнения общего самочувствия, показателей кровообращения и дыхания больного измеренных до и после курса гимнастики. Одним из основных оценочных методов исследования является определение значения ФВД и других показателей дыхания используют пикфлоуметрию, спирометрию и спирографию. Также практикуют метод стресс-теста в сочетании с физической нагрузкой.

Кроме оценки эффективности лечения, определение ФВД является объективным показателем тяжести бронхиальной астмы. Полученные в ходе исследования больных значения ФВД соотносят с таковыми у здоровых людей с учетом пола, возраста, роста и веса. Поэтому показатели нормы рассчитывают в каждом конкретном случае.

Лечебная гимнастика

К приемам физической нагрузки, разработанных для людей с бронхиальной астмой, относят гигиеническую утреннюю и лечебную гимнастики, долговременные или непродолжительные прогулки в парковых зонах, спортивные игры, не требующие больших усилий, лыжные прогулки, легкий бег.

Гимнастику рекомендуют выполнять между обострениями астмы. Лечебный комплекс условно разделяют на два этапа: начальный (для подготовки организма человека к нагрузкам) и тренировочный.

Первый этап длится около двух-трех дней и проводится с целью ознакомления с упражнениями и восстановления правильных механизмов дыхания. В этот же период тренер оценивает возможности организма подопечного и планирует курс тренировочного этапа.

Тренировочный период лечебной гимнастики при бронхиальной астме составляет от двух до трех недель, предполагаемый тем выполнения гимнастики медленный или средний. Никто не будет ставить рекорды на время: главное качество, а не количество. Тренировочная часть включает в себя общеукрепляющие упражнения (наклоны вперед и в стороны, работа верхних и нижних конечностей) и различные дыхательные комплексы, целью которых является:

  • улучшить газообмен в органах дыхания и тканях организма;
  • активизировать обменные процессы;
  • максимально устранить негативное влияние астматических приступов;
  • наладить полноценное дыхание при физических нагрузках;
  • повысить работоспособность и выносливость организма человека в целом.

Для тренировок могут использоваться гимнастические снаряды (мячи, палки, обручи).
При физической нагрузке в организме больного активно вырабатывается адреналин (работа надпочечников). Его количество напрямую зависит от деятельности симпатической нервной системы человека. Важным свойством адреналина является спазмолитический эффект, который предупреждает бронхиальные спазмы или способствует снижению тонуса гладкой мускулатуры органов дыхания в целом.

Если самочувствие больных после физической нагрузки не ухудшается, то после тренировок практикуют применение циркуляционного контрастного душа (в щадящем режиме, продолжительностью не более двух минут) или сауны. Эти процедуры проводят исключительно при согласовании с врачом. Категорически недопустимо купание в холодном бассейне открытого типа при температуре ниже 22-23°C, так как резкая смена температуры может спровоцировать приступ бронхиальной астмы.

Дыхательная гимнастика

Эффективность дыхательных техник направлена на устранение патологии бронхов и дыхательной системы в целом. Здесь важна регулярность, последовательность и качество выполнения. Систематические тренировки приводят к способности полного контроля над своим дыханием, что очень важно во время приступа астмы (облегчение состояния, полноценные вдох и выдох, снижение количества спазмолитических препаратов).

Дыхательная гимнастика оказывает раздражающее действие на рецепторы органов дыхания верхних отделов, что активно способствует расширению просвета бронхиальных каналов и, следовательно, устранению одышки и удушья. На занятиях обучают методам уменьшения частоты дыхания (снижающую чрезмерную вентиляцию легких).

Дыхательная гимнастика включает различные техники, в том числе с произношением согласных и гласных звуков и звуковых сочетаний. Это развивает способность сознательного управления вдохом, делая его более равномерным. Одновременно колебания дыхательных путей во время упражнения способствуют снижению интенсивности бронхиальных спазмов на выдохе.

В процессе дыхания внимание акцентируют на медленном вдохе через нос и пролонгированном выдохе через рот, что способствует более полной вентиляции легких, укреплению брюшного пресса и тренировке диафрагмы.

Практика дыхательной гимнастики также включает в себя методики Стрельниковой и Бутейко. Они имеют разные подходы к проблеме, но их эффективность неоднократно доказана на практике.

Согласно учению Стрельниковой, «реакция выздоровления» основана на избыточном насыщении тканей и органов кислородом, который, в свою очередь, вытесняет из них азот. Техника заключается в мягком сжатии грудной клетки на фазе глубокого вдоха без последующего выдоха при выполнении упражнений.

Дыхательная гимнастика Бутейко для людей с бронхиальной астмой также основана на принципе вытеснения азота. Отличием является техника дыхания и насыщение организма больных не кислородом, а углекислым газом. В дыхательном акте обязательно участвует диафрагма. Человек делает глубокий вдох и задерживает дыхание на максимально длительное время.

Улучшение самочувствия наступает только после так называемой реакции организма. К ним относятся снижение аппетита, значительное увеличение температуры тела, активное отхождение мокроты в очень больших количествах (до двух литров), расстройство стула. Эта техника применяется как для людей с бронхиальной астмой, так и в ряде заболеваний лимфатической системы, суставов, мочевыводящих путей и многих других.

Физиотерапия при бронхиальной астме

Физиотерапия занимает отдельное место в комплексе реабилитации. Ее основными задачами является активизация дренажной функции дыхательной системы и устранение нарушений, связанных с обструкцией легких.

К физиопроцедурам относятся грязелечение (грязевые ванны, аппликации и обертывания), минеральные ванны, аэрозоли и электроаэрозоли со спазмолитическими препаратами, электрофорез с применением йодида калия (2%) или хлорида кальция (5%), климатотерапия, искусственные и натуральные солевые шахты и галокамеры. Для детей с бронхиальной астмой предусмотрена программа закаливания.

Бронхиальная астма и массаж

Хороший восстанавливающий результат в реабилитации дает массаж спины (8-10 минут) и грудного отдела (не более 15 минут). Массажная техника при бронхиальной астме заключается в чередовании поглаживания, разминания в продольном направлении и круговых растираний. Общий курс лечения составляет 12-15 с ежедневным выполнением процедур или их чередованием через один день. Закреплению положительного эффекта способствует системность проведения процедур массажа и количество проведенных курсов (рекомендовано до 2-3 с перерывами между ними).

Существует зависимость между типом массажных движений и заболеванием пациентов: при обструктивных нарушения легких применяются преимущественно техника растирания и поглаживания, а при воспалительных процессах или нарушениях вентиляции легких – приемы растягивания и растирания. По окончании процедуры массажист несколько раз легко и осторожно сжимает грудную клетку пациента при выдохе (способствует максимальному выдоху).

Массаж положительно влияет на функциональные возможности органов дыхания и организма больных в целом, способствует более полной реализации лечебного эффекта гимнастики, поэтому его рекомендуют проводить за 1,5-2 часа до лечебной физкультуры.

Лечебное питание как путь реабилитации

Принцип лечебного питания при бронхиальной астме предполагает полное или частичное удаление из рациона больных потенциально аллергенных продуктов (морепродукты, различные виды рыбы, яйца, бобовые, цельное коровье молоко, творог и прочие).

Диета подразумевает полноценный рацион, состоящий из сбалансированного соотношения белков, жиров, углеводов, суммарной калорийностью 2300-2400 ккал. Питание для больных составляется в индивидуальном порядке, учитывает вид аллергии (пищевая, пыльцевая, лекарственная и прочие), тяжести заболевания и воспалительных процессов, фазу состояния у пациента (ремиссия или период обострения).

Лечебное питание при бронхиальной астме «аспиринового» типа предполагает удаление из рациона продуктов:

  • консервированного типа, в состав которых входят аспирин, бензойная кислота, глутамат натрия, сульфат и нитрит натрия;
  • содержащих пищевой краситель, придающий желтый окрас продуктам и блюдам (тартразин может спровоцировать приступ);
  • включающих салицилаты (снижают или выборочно исключают употребление);
  • с повышенным содержанием ферментов (сыры, сардельки из говядины, сырокопченые колбасы).

Также исключают алкогольные, алкогольсодержащие и газированные напитки, специи, пряности, соленые деликатесы, кофе и какао.

Учет потребляемых продуктов питания поможет определить пищевой аллерген. Если этот способ не эффективен, то такая диета является самым достоверным методом выявления продуктов, провоцирующих приступ. Для достижения результата следует придерживаться строгого меню в течение двух-трех недель, а затем вводить новый продукт не чаще одного раза в три дня.

Диетическое меню при бронхиальной астме включает:

  1. Мясо нежирных сортов (телятина, крольчатина).
  2. Большое количество овощей и фруктов (яблоки, груши, капуста, картофель, огурцы, патиссоны).
  3. Кисломолочные продукты.
  4. Различные напитки, приготовленные из разрешенных фруктов, негазированная минеральная вода, разнообразные чаи.

Разгрузочная диета при бронхиальной астме показана для людей с тяжелой формой, избыточным весом и ожирением, экземой, псориазом, множественной пищевой и лекарственной аллергиями. Курс лечения длится не более недели и зависит главным образом от состояния здоровья больных.

Школа здоровья или астма-школа

Школа бронхиальной астмы – это систематические занятия на базе лечебно-профилактических учреждений, до которых можно добраться на машине или автобусе, и цель которых заключается в повышении образования больных в части навыков самопомощи и контроля над астмой, повышение терапевтической эффективности, психологическая коррекция поведения пациента и его окружения.

Школа здоровья включает как теоретические, так и практические занятия, эффективность которых направлена на:

  • расширение кругозора о причинах и первых симптомах обострения астмы;
  • обучение самоанализу состояния и самоконтролю при возникновении приступа;
  • разъяснения важности правильного и здорового питания;
  • оказание психологической помощи;
  • отказ от вредных привычек (алкоголь, переедание);
  • обучение работы с пикфлуометром и способов оценки состояния по результатам измерений.

Санаторно-курортное лечение в сочетании с астма-школой способствует устойчивой ремиссии бронхиальной астмы, восстановлению и поддержанию здоровья пациентов как в физическом плане, так и в эмоциональном. Если есть возможность посетить санаторий, то не стоит ее упускать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *